суббота, 26 октября 2013 г.

Восьмая неделя с Сэлинджером

Ох, сложно мне будет написать мини-рецензию на это очень известное произведение... Но я постараюсь. Итак, "Над пропастью во ржи":



Давно хотела прочитать, но негативные отзывы друзей останавливали. И вот я решилась...

Эта книга рассказывает нам об отрезке жизни молодого человека по имени Холден Колфилд. Ему 16 лет, и он учится в школе-интернате Пэнси. Это уже не первая его школа, из других его выгоняли по разным причинам.

Очень тяжело начиналось чтение этой книги - меня отпугнул язык, он грубоватый, дворовой, никак не похож на литературный. Наверное глав 10 я только вчитывалась и пыталась привыкнуть. Но дальше чтение пошло очень легко. У меня сложилось впечатление, что Сэлинджер хотел описать так называемый процесс становления личности в этой книге. Персонаж всю книгу ищет себя, он очень неоднозначен по отношению ко всему вокруг: когда-то ему человек нравится, а когда-то он его уже ненавидит.

Он так здорово играет, что иногда даже противно. Я не умею как следует объяснить, но это так.

Персонаж мне очень напомнил современных подростков, они такие же неоднозначные, местами циники. Хотя и я сама ещё немного подросток, так что мне сложно судить. =)

В итоге в конце книги герой наконец-то сформулировал то, к чему он стремится, его цель и назначение:

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом- ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело- ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

По разному можно трактовать это высказывание, но мне оно видится, как: "Я хочу быть нужным. Не важно кому, когда и как, я просто хочу быть нужным". И в этом заключается его победа - победа над возрастом, над окружающими людьми и над собой.

5 комментариев:

  1. Мне кажется, что каждой книге свое время. Первый раз познакомилась с повестью на 4 курсе института. Книга заполонила мой мозг: я была в восторге. И вот по прошествии 20 лет, прочитала вновь. Результат разочаровал меня: скучно было читать про метания подростка:( Неужели я так далеко отошла от этих проблем? Душа искала каких-то умных мыслей в книге, но увы, тщетны были мои искания. Те несколько строк. что я нашла почти в конце книги, увы, не тронули мою душу. Разочарование - вот что постигло меня , когда я перевернула последнюю страницу книги.
    Но не отчаиваюсь, разное восприятие, отделенное временными рамками, позволит сделать урок по книге ярче и интереснее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вы правы насчёт времени... Те книги, которые когда-то читались легко и быстро, сейчас кажутся скучными. Может быть, когда-нибудь я перечитаю этот блог и ужаснусь своим мыслям =)

      Удалить
  2. Мне очень понравился Ваш отзыв, полностью присоединяюсь к Вашим ощущениям от прочитанного!
    А я как раз только вчера опубликовала отзыв про книгу "Похититель теней" Марка Леви и получила очень схожие эмоции :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Леви обязательно почитаю =)

      Удалить
  3. Согласна, что впечатления от прочитанной книги во многом определяются возрастом читателя. Хотя некоторые произведения, прочитанные в разное время открывают разные грани задумки автора. "Над пропастью во ржи" - книга, которую действительно интереснее читать подросткам, когда только начинаешь размышлять над смыслом жизни. Спасибо за интересный отзыв, Мария.

    ОтветитьУдалить